Как правильно подходить к развитию отдела продаж и как самому составить план этого развития на 2024 год?

Время на чтение - 4 минуты.
В конце статьи вас ждет подарок - файл со структурой коммерческого блока в excel, который вы сможете скачать и  в который вы сможете вписать своих сотрудников и понять где у вас дыры. 

Как грамотно продавать и успешно расширять горизонты, как самому составить план развития отдела продаж?

Разработка толкового плана развития отдела продаж на год начинается с выбора модели. Данный этап определяет успех на 80%. Как и в строительстве, первым шагом в создании собственного дома не будет заливка фундамента или доставка первых попавшихся кирпичей, а разработка проекта идеи, конструкторского решения, основательный выбор и закупка материалов. Аналогично и в процессе развития отдела оптовых продаж: сначала подбор модели, разработка конкретных шагов (дорожная карта), а затем их реализация.

Перед составлением плана, проведите аудит: выявив свои проблемные моменты, точки роста и преимущества перед конкурентами, становится проще двигаться дальше. Действуя поэтапно и обдуманно, внедряя изменения как часть единой системы, удастся достичь желаемого эффекта. Рассмотрим три работающие модели, по которым можно составить план развития отдела продаж на год. Поделимся фишками для компаний и отделов продаж. 

Прежде чем рассмотреть план развития отдела продаж, сначала мы должны рассмотреть сами этапы взаимодействия наших продавцов с клиентами. 

Этот процесс включает в себя 3 этапа  — от общения с клиентом до подписания документов по заключению сделки (или до повторной заявки):

1. Квалификация — анализ клиента: подходит ли он под критерии, интересен ли его заказ, каков потенциальный доход и насколько срочно клиенту нужен продукт?

2. Продажа — доведение сделки с целевым клиентом до успешного завершения: отправка коммерческого предложения, презентация, встреча, работа с возражениями, согласование условий, предоплата (не обязательно 100%), подписание договора.

3. Аккаунтинг — решение вопросов по дебиторской задолженности, контролю качества товара, согласованию заказов и поставок, а если товар индивидуальный — по согласованию эскизов, проекта, макета. На решение подобных проблем уходит до 70–80% продающего времени. 


Соответственно исходя из этих функций, всех сотрудников отдела продаж можно разделить на 3 роли:

В связи с этой моделью выделим 3 уровня роста отдела продаж. Начнем с самой примитивной и закончим сложной и эффективной

Каким должен быть отдел продаж. Какие должности есть в отделе продаж списком 

Развитие отдела продаж в рамках одноуровневой модели

План развития отдела продаж (смотрите пример презентации) в условиях одноуровневой модели реализуется по такой схеме: квалификация, продажа, аккаунтинг — выполняет продавец. Сотрудник находит или берёт заявку, работает по ней, продаёт, доводит клиента до подписания акта и до составления положительного отзыва. При выборе такой модели нужно учитывать индивидуальные особенности бизнеса: ориентация на LTV (чтобы постоянные клиенты не уходили, необходимо снижать время и улучшать качество обработки новых клиентов), работа с VIP-клиентами или сложные экспертные продажи (пока входящий поток небольшой).

Одноуровневая модель привлекательна своей лёгкостью и возможностью нанять только одного сотрудника, который может работать автономно и удалённо. 


Но есть и свои недостатки: 

  • низкая пропускная способность, 
  • сложность масштабирования, 
  • уязвимость к краже информации. 

План развития отдела продаж в контексте двухуровневой модели

Для стратегии развития отдела продаж пример с точки зрения двухуровневой модели может быть через колл центр или через отдел аккаунтинга. Тогда у нас выделяются 2 модели:
  • Через колл-центр. квалификация — колл-центр, продажа и аккаунтинг — продавец
  • Через аккаунт отдел. квалификация и продажа — продавец, аккаунтинг — аккаунт-менеджер.
Этапы развития отдела продаж в случае с моделью, где задействован колл-центр таковы: Колл центр выполняет первичную проверку и квалификацию клиентов на предмет наличия спроса на товар или услугу, затем клиент передаётся продавцу, который заключает сделку и осуществляет сопровождение клиента. Это идеальный выбор для компаний в b2b сегменте и с низким потенциалом допродаж и повторных продаж или с сезонными колебаниями спроса.

Колл-центр как фильтр разделяет поток клиентов на целевых и неподходящих. Это позволяет сэкономить время, силы продавца и направить его только на клиентов, которые позволят компании заработать. Не нужно нанимать несколько сотрудников, что экономически выгодно. Но у модели есть недостатки: сложно найти достойный колл-центр и не просто построить его самому, существуют трудности интеграции CRM-системы колл-центра со своей и проблемы при контроле работы ( колл центр может выдавать большой процент брака, который не приведёт ни к чему хорошему).

Развитие отдела продаж по модели с аккаунт-менеджером, когда данный сотрудник (АМ) обрабатывает клиентов, сопровождает и удерживает их (обеспечивает стабильность и устойчивость клиентской базы), - подходящий выбор для компаний с длительным циклом сделки и высоким потенциалом LTV (оптовики, дилерские сети, дистрибьюторы). Очень хорошо, если аккаунт-менеджер работает вместе с продавцом , который понимает, как находить новых клиентов и как зарабатывать в плотной связке.

Данная модель привлекательна следующими моментами: 

  • позволяет удерживать активных клиентов, 
  • способствует постоянному росту клиентской базы, 
  • обеспечивает стабильный поток доходов. 
Но есть и недостатки: 

  • нужно разрабатывать подробные инструкции и стандарты для двух различных отделов, 
  • нужно хорошо разбираться в людях, чтобы понять, кто для какой роли лучше подойдет еще на стадии найма.

Стратегия развития отдела продаж в рамках трёхуровневой модели

Стратегия отдела продаж (для наглядности ознакомьтесь с примером презентации) в контексте трёхуровневой модели такова: квалификация — колл-центр, продажа — продавец, аккаунтинг — аккаунт-менеджер. 

Такая модель привлекательна возможностью оптимизации процессов, исключением простоев/задержек, гибкостью по численности сотрудников. Но её построение требует времени на внедрение и тестирование. Это подходящий выбор для компании с высоким потоком клиентов, с чётким пониманием воронки продаж и с осознанием важности поддержки клиентов после покупки.


В данном случае план развития отдела продаж предполагает комбинацию двухуровневой системы с колл-центром и системы с аккаунт-менеджером. Сначала специалисты колл-центра обрабатывают входящие запросы и определяют их пригодность, затем подключается отдел продаж — продвигает клиента к сделке. В итоге — выполнение обязательств и поддержка от аккаунт-службы. 

Общие рекомендации

Перед построением этапов работы отдела продаж ещё раз обратите внимание на свой бизнес-процесс — от начала взаимодействия с клиентом до покупки. Для выбора оптимальной модели разбейте этот процесс на части.

Проанализируйте хронометраж работы менеджеров за два дня (файл в аудите, где день сотрудников расписан поминутно), и выявите, сколько времени тратится на задачи, не приносящие дохода. Если более 30% рабочего времени уходит на непродуктивные действия, пересмотрите бизнес-процесс и разделить отдел продаж на подотделы. Выберите наиболее эффективную модель развития своей компании в отделе продаж и внедрите её.


Детально продуманный бизнес-план развития отдела продаж (с образцом ознакомьтесь в Excel) — ключевой этап для достижения успеха. Используя описанные выше модели, будет несложно научиться грамотно продавать и успешно расширять горизонты. Чтобы вы смогли быстро составить свой бизнес-план отдел продаж, мы предоставили образцы в Excel и примеры презентации. Как приятный бонус — в подарок папка с шаблоном для цикла Шухардта. Этот инструмент поможет ещё глубже анализировать и совершенствоваться.


С уверенностью двигайтесь вперёд, придерживаясь личного бизнес-плана развития отдела продаж, смело переходите к практическим шагам и добивайтесь желаемых результатов! 

Если вы хотите скачать файл для создания оргструктуры своего коммерческого блока, переходите на наш сайт и скачивайте шаблоны документов и отчетов для построения своего отдела продаж

Точки роста для оргструктуры:

  • При увеличении объема продаж и клиентской базы, вы можете рассмотреть возможность расширения коммерческого блока путем добавления дополнительных Хантеров или аккаунт-менеджеров.
  • При необходимости можно нанять специалиста по тренингам и обучению, чтобы закалить отдел
  • Можно построить небольшой маркетинговый отдел из 3 специалистов. Первый будет заниматься общим дизайном, второй – написанием текстов, а третий – SEO и настройками рекламных компаний (Таким образом в компанию начнут течь подогретые лиды)

Построение коммерческого блока - это сложный и важный процесс, который требует внимания к деталям и грамотного подхода. Следуя рекомендациям и учитывая особенности вашего бизнеса, вы сможете создать эффективную структуру отдела продаж, которая будет способствовать росту и развитию вашей компании.

Если вы хотите скачать файл для создания оргструктуры своего коммерческого блока, переходите на наш небольшой сайт с 16 инструментами для отдела продаж, заполняйте форму и получайте полезные файлы себе на вотсап 
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies