Как составить цель развития отдела продаж в компании на год для менеджеров и спланировать структуру бюджета на эту идею

Время на чтение - 4 минуты.
В конце статьи вас ждет подарок - шаблоны всех документов для построения отдела продаж под ключ самостоятельно, которые вы сможете скачать и внедрить для управления вашеми сотрудниками

Многие компании сталкиваются с проблемой: как превратить отдел продаж из хаотичного набора действий в отлаженный механизм, приносящий прибыль? В статье мы разберем ключевые этапы построения отдела продаж торговой компании: от определения целей и задач до выбора оптимальной модели работы.

Распределение функций в отделе продаж в компании

Эффективная работа отдела продаж строится на четком распределении функций и понимании вклада каждой должности в ценный конечный продукт (ЦКП) отдела продаж. Посмотрим на описание отдела продаж компании и должности в нем:

Функции руководителя (РОП):

  • РОП не только руководит, но и сам участвует в сделках, являясь примером для менеджеров.
  • Начальник отдела продаж определяет цель работы сотрудников, исходя из общей стратегии компании, и доводит их до каждого менеджера. Важно формулировать цели отдела продаж максимально конкретно, пример: "Увеличить продажи продукта X на 20% к концу года".
  • Отслеживает ключевые показатели эффективности, анализирует их и корректирует стратегические цели отдела продаж при необходимости.
  • Чтобы понять, достигают ли менеджеры поставленную цель, РОП проводит планерки в отделе продаж.
  • Составляет отчеты о том, насколько успешно выполнены цели отдела продаж, пример такой цели — повышение конверсии.
  • Определяет структуру бюджета отдела продаж, как пример — создает систему мотивации для менеджеров.
  • Подбирает и нанимает новых менеджеров. 

ЦКП руководителя отдела продаж, примеры:

  • слаженная работа всех сотрудников,
  • достижение плановых показателей,
  • рост выручки и прибыли компании. 
Ценный конечный продукт должности руководителя отдела продаж показывает, насколько эффективно работают менеджеры.

Функции менеджера по продажам:

Если цель руководителя отдела продаж — повышение эффективности работы сотрудников, то цель менеджера — заключение сделок. Этот процесс делится на три этапа:

  • Квалификация. На этом этапе менеджер определяет, насколько перспективен клиент: его боль/потребность, бюджет и срочность принятия решения о покупке. В зависимости от этих факторов клиенты условно делятся на категории А, B и С. Категории показывают, насколько просто будет создать конечный продукт отдела продаж, работая с тем или иным клиентом.
  • Продажа. После квалификации менеджер начинает выполнение основной цели отдела продаж: презентует продукт, отрабатывает возражения, договаривается о цене и закрывает сделку.
  • Аккаунтинг. После того как цель менеджера отдела продаж в компании достигнута и сделка завершена, он продолжает работу с клиентом, решая текущие вопросы.
Ценный конечный продукт менеджера отдела продаж — заключенные сделки, довольные клиенты и выполнение личного плана.

Выбор модели для достижения цели отдела продаж

Выбор модели напрямую влияет на структуру, бюджет и эффективность работы отдела, при этом цели и задачи отдела продаж не меняются. Рассмотрим, какие бывают отделы продаж в зависимости от модели:

 
Одноуровневая модель
В этой модели все обязанности отдела продаж в компании выполняет один менеджер. Подходит для старта бизнеса, работы с VIP-клиентами, сложных экспертных продаж с небольшим входящим потоком.

 
Двухуровневая модель
Здесь часть задач отдела продаж на себя берут другие, как пример — аккаунт-менеджер или колл-центр.
Колл-центр. Квалификацию проводит колл-центр, отсеивая нецелевые заявки, а продажей и аккаунтингом занимается менеджер.
Аккаунт-менеджер. Квалификация и продажа — задача менеджера по продажам, аккаунтингом занимается аккаунт-менеджер.

Трехуровневая модель
Здесь сочетаются обе двухуровневые модели: квалификацию проводит колл-центр, продажей занимается менеджер, аккаунтингом — аккаунт-менеджер. В этом случае цель должности руководителя отдела продаж — синхронизировать работу всех трех участников.

Что мы выяснили про цель работы отдела продаж

Эффективный отдел — это результат четкого планирования, грамотной организации и постоянного развития. Цель работы руководителя отдела продаж — добиться наилучших показателей работы сотрудников. Цель менеджера отдела продаж — увеличение числа успешных сделок. Для оптимизации работы важно отслеживать динамику ЦКП отдела продаж, как пример — количество закрытых сделок за месяц.

 
В качестве бонуса к этой статье мы дарим вам шаблон для цикла Шухардта (PDCA) — универсального инструмента для непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Он поможет с успешным развитием вашей компании в отделе продаж. скачать его и другие инструменты продаж вы сможете по этой ссылке

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies