Как составить цель развития отдела продаж в компании на год для менеджеров и спланировать структуру бюджета на эту идею
В конце статьи вас ждет подарок - шаблоны всех документов для построения отдела продаж под ключ самостоятельно, которые вы сможете скачать и внедрить для управления вашеми сотрудниками
Многие компании сталкиваются с проблемой: как превратить отдел продаж из хаотичного набора действий в отлаженный механизм, приносящий прибыль? В статье мы разберем ключевые этапы построения отдела продаж торговой компании: от определения целей и задач до выбора оптимальной модели работы.
Распределение функций в отделе продаж в компании
Эффективная работа отдела продаж строится на четком распределении функций и понимании вклада каждой должности в ценный конечный продукт (ЦКП) отдела продаж. Посмотрим на описание отдела продаж компании и должности в нем:
Функции руководителя (РОП):
- РОП не только руководит, но и сам участвует в сделках, являясь примером для менеджеров.
- Начальник отдела продаж определяет цель работы сотрудников, исходя из общей стратегии компании, и доводит их до каждого менеджера. Важно формулировать цели отдела продаж максимально конкретно, пример: "Увеличить продажи продукта X на 20% к концу года".
- Отслеживает ключевые показатели эффективности, анализирует их и корректирует стратегические цели отдела продаж при необходимости.
- Чтобы понять, достигают ли менеджеры поставленную цель, РОП проводит планерки в отделе продаж.
- Составляет отчеты о том, насколько успешно выполнены цели отдела продаж, пример такой цели — повышение конверсии.
- Определяет структуру бюджета отдела продаж, как пример — создает систему мотивации для менеджеров.
- Подбирает и нанимает новых менеджеров.
ЦКП руководителя отдела продаж, примеры:
- слаженная работа всех сотрудников,
- достижение плановых показателей,
- рост выручки и прибыли компании.
Функции менеджера по продажам:
Если цель руководителя отдела продаж — повышение эффективности работы сотрудников, то цель менеджера — заключение сделок. Этот процесс делится на три этапа:
- Квалификация. На этом этапе менеджер определяет, насколько перспективен клиент: его боль/потребность, бюджет и срочность принятия решения о покупке. В зависимости от этих факторов клиенты условно делятся на категории А, B и С. Категории показывают, насколько просто будет создать конечный продукт отдела продаж, работая с тем или иным клиентом.
- Продажа. После квалификации менеджер начинает выполнение основной цели отдела продаж: презентует продукт, отрабатывает возражения, договаривается о цене и закрывает сделку.
- Аккаунтинг. После того как цель менеджера отдела продаж в компании достигнута и сделка завершена, он продолжает работу с клиентом, решая текущие вопросы.
Выбор модели для достижения цели отдела продаж
Выбор модели напрямую влияет на структуру, бюджет и эффективность работы отдела, при этом цели и задачи отдела продаж не меняются. Рассмотрим, какие бывают отделы продаж в зависимости от модели:
Одноуровневая модель
В этой модели все обязанности отдела продаж в компании выполняет один менеджер. Подходит для старта бизнеса, работы с VIP-клиентами, сложных экспертных продаж с небольшим входящим потоком.
Двухуровневая модель
Здесь часть задач отдела продаж на себя берут другие, как пример — аккаунт-менеджер или колл-центр.
Колл-центр. Квалификацию проводит колл-центр, отсеивая нецелевые заявки, а продажей и аккаунтингом занимается менеджер.
Аккаунт-менеджер. Квалификация и продажа — задача менеджера по продажам, аккаунтингом занимается аккаунт-менеджер.
Трехуровневая модель
Здесь сочетаются обе двухуровневые модели: квалификацию проводит колл-центр, продажей занимается менеджер, аккаунтингом — аккаунт-менеджер. В этом случае цель должности руководителя отдела продаж — синхронизировать работу всех трех участников.
Что мы выяснили про цель работы отдела продаж
Эффективный отдел — это результат четкого планирования, грамотной организации и постоянного развития. Цель работы руководителя отдела продаж — добиться наилучших показателей работы сотрудников. Цель менеджера отдела продаж — увеличение числа успешных сделок. Для оптимизации работы важно отслеживать динамику ЦКП отдела продаж, как пример — количество закрытых сделок за месяц.
В качестве бонуса к этой статье мы дарим вам шаблон для цикла Шухардта (PDCA) — универсального инструмента для непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Он поможет с успешным развитием вашей компании в отделе продаж. скачать его и другие инструменты продаж вы сможете по этой ссылке
ИНН 366229718261/ ОРГНИП 323366800064100
ИП Романенкова Кристина Сергеевна
© 2023 SOLD OUT AGENCY.